10 апреля 2012

Прокуратурой области проводится проверка по обращению бывшего кандидата на должность главы муниципального образования «Город Астрахань» Шеина О.В.

Шеин О.В. в прокуратуру области после проведения 04.03.2012 выборов и до 26.03.2012 с заявлениями о нарушениях избирательного законодательства не обращался.

Приказом прокурора области от 23.03.2012 № 49/7р создана ведомственная рабочая группа по организации проверки материалов, переданных парламентской комиссией Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, содержащих сообщения по вопросам законности проведения выборов мэра г. Астрахани. В состав группы вошли 22 наиболее опытных работника.

Обращение бывшего кандидата главы муниципального образования «Город Астрахань» Шеина О.В. о нарушениях законодательства в ходе обозначенной избирательной кампании в прокуратуру области поступило лишь 26.03.2012, после того, как органами прокуратуры были начаты соответствующие проверки.

На территории г. Астрахани в период выборов мэра г. Астрахани было образовано и действовало 202 избирательных участка. В рамках деятельности рабочей группы прокуратуры области проведена проверка на 134 избирательных участках г. Астрахани, в т.ч. на всех 118 избирательных участках, обозначенных в обращении Шеина О.В. и материалах к нему, опрошено 1657 лиц.

В ходе проверки опрашивались члены комиссий и наблюдатели как от политической партии «Справедливая Россия», так и иных политических партий («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», «Яблоко»), а также сотрудники полиции, представители ОАО «Ростелеком»; анализировались протоколы об итогах голосования, изучались видеоматериалы, касающиеся обозначенного вопроса, и информация, размещенная на Интернет-ресурсе (блоге Шеина О.В.) http://oleg-shein.livejournal.com.

В своем обращении Шеиным О.В. указано о нарушении прав наблюдателей и членов избирательных комиссий от политической партии «Справедливая Россия» на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов; нарушении установленного законом порядка подсчета голосов избирателей, поданных при проведении выборов главы муниципального образования «Город Астрахань», а также об отказе в пересчете голосов; запрете видео-, фотосъемки на избирательных участках; несоответствии данных об итогах голосования, занесенных в итоговые протоколы, данным копий протоколов, врученных наблюдателям и членам избирательных комиссий от политической партии «Справедливая Россия»; неисправности или ненадлежащей работе WEB-камер, установленных на избирательных участках.

Нарушения порядка подсчета голосов на должность главы муниципального образования «Город Астрахань» на ряде участков нашли свое подтверждение.

По результатам проверки прокурорами Кировского, Советского, Трусовского районов г. Астрахани в отношении председателей избирательных комиссий №№ 391, 499, 500, 567  возбуждены административные производства по ч. 1 ст. 5.24 КоАП РФ («Нарушение председателем избирательной комиссии установленного законом порядка подсчета голосов либо установленного законом порядка обработки итогов голосования, определения результатов выборов»), которые в силу п. 18 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ после согласования прокурором области 09.04.2012 направлены для рассмотрения мировым судьям соответствующих судебных участков.

При этом, протокол об итогах голосования на избирательном участке №567 был подписан всеми членами избирательной комиссии, присутствовавшими при подведении итогов голосования, в т.ч. членом комиссии от политической партии «Справедливая Россия».

Опрошенные члены избирательных комиссий №№ 391, 499, 500, 567, в том числе от политических партий «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», «Яблоко», сведений о фальсификации итогов голосования на обозначенных избирательных участках не сообщили.

Также установлен факт непредоставления члену участковой избирательной комиссии №416 от партии «Справедливая Россия» копии протокола об  итогах голосования.

В связи с этим, прокурором Кировского района г. Астрахани с согласия прокурора области в отношении председателя УИК №416 10.04.2012 возбуждено административное производство по ч. 1 ст. 5.6 КоАП РФ («Нарушение прав члена избирательной комиссии на своевременное получение копий избирательных документов, получение которых предусмотрено законом»).

В части остальных избирательных участков доводы Шеина О.В. о нарушении прав наблюдателей и членов избирательных комиссий в ходе проверки своего подтверждения не нашли. Опрошенные наблюдатели, члены избирательных комиссий, представляющих различные политические партии и не имеющие партийной принадлежности, работники органов внутренних дел, прочие лица, присутствовавшие на избирательных участках, указанные доводы опровергли.

Кроме того, в ряде случаев члены избирательных комиссий и наблюдатели от партии «Справедливая Россия», первоначально составившие акты о нарушениях избирательного законодательства при подведении итогов выборов, пояснили, что сведения, изложенные в данных актах, не соответствуют действительности.

По 6 избирательным участкам Шеиным О.В. заявлено о несоответствии данных, имеющихся в копиях протоколов об итогах голосования, выданных его представителям непосредственно после подсчета голосов, и данных ГАС «Выборы», а также о неверном составлении протоколов об итогах голосования путем завышения в них числа голосов, отданных за   Столярова М.Н.

К примеру, согласно обращению Шеина О.В., протокол об итогах голосования на избирательном участке № 388, был сфальсифицирован членами избирательной комиссии. При этом данные, имеющиеся в протоколе, который находится в территориальной избирательной комиссии, не соответствуют данным копии протокола, выданной члену избирательной комиссии от партии «Справедливая Россия» Тугушеву Р.Я.

Опрошенные в ходе проверки члены избирательной комиссии и наблюдатели от политических партий «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ доводы обращения Шеина О.В. не подтвердили, пояснив, что Тугушев Р.Я. покинул помещение для голосования до подведения итогов выборов, в связи с чем копия протокола об итогах голосования ему не выдавалась, доводы обращения о фальсификации итогов голосования на данном избирательном участке не соответствуют действительности.

При визуальном сличении образцов подписей членов участковой избирательной комиссии, полученных прокурором района в ходе проверки, с подписями, выполненными от их имени в копии протокола об итогах голосования, представленной Шеиным О.В., выявлены явные несовпадения. При этом подписи, выполненные от имени членов избирательной комиссии в протоколе об итогах голосования, хранящемся в территориальной избирательной комиссии, с полученными образцами совпадают, что опровергает доводы обращения Шеина О.В.

По результатам проверки основная масса доводов о нарушении избирательного законодательства, изложенных в обращении Шеина О.В., своего объективного подтверждения не нашли. Данный вывод в числе прочих подтверждается также тем обстоятельством, что из 134 избирательных участков, упомянутых в обращении Шеина О.В. и материалах парламентской комиссии, лишь по 35 протоколы об итогах голосования не были подписаны представителями политической партии «Справедливая Россия». По остальным участкам протоколы об итогах голосования подписывались представителями партии «Справедливая Россия» без замечаний.

Выявленные нарушения связаны с несоблюдением формальных процедурных требований законодательства. Вместе с тем, указанные факты, одной из причин которых явился низкий уровень организации деятельности территориальных и участковых избирательных комиссий, послужили поводом для обжалования их действий в органы прокуратуры и иные органы, а также создавали конфликтные ситуации, позволявшие толковать действия комиссий как нарушения избирательного законодательства.

В связи с изложенным, прокурором г. Астрахани в адрес председателя избирательной комиссии 09.04.2012 внесено представление.

Также в связи с ненадлежащим осуществлением сотрудниками полиции контроля за соблюдением законодательства и охраны общественного порядка на избирательных участках прокуратурой области внесено представление в адрес начальника УМВД России по Астраханской области, а в адрес председателя избирательной комиссии Астраханской области направлена информация о выявленных нарушениях законодательства.

Всего по результатам проверки доводов обращения Шеина О.В. выявлено 7 нарушений законодательства, в целях устранения которых внесено 2 представления, возбуждено 5 административных производств. Акты прокурорского реагирования находятся на рассмотрении.

Нарушения, выявленные органами прокуратуры в ходе избирательной кампании и по ее завершению, не повлекли существенного нарушения избирательных прав Шеина О.В. и его представителей, не могли повлиять на достоверность результатов подсчета голосов.

Указанные обстоятельства в силу требований Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не лишают права Шеина О.В., а также иных заинтересованных лиц оспорить результаты досрочных выборов главы муниципального образования «Город Астрахань» в судебном порядке.

Вместе с тем, в настоящее время проводится анализ и изучение дополнительных материалов, представленных в органы прокуратуры Астраханской области при разрешении указанного обращения.

 

Управление по надзору за исполнением федерального законодательства