29 октября 2008

Прокуратура области выявила многочисленные нарушения прав обучающихся в школе одаренных детей им. А.П. Гужвина

Прокуратурой области проведена проверка исполнения законодательства об образовании в ОГОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов – Школа одаренных детей им. А.П.Гужвина», в ходе которой выявлены нарушения прав обучающихся.

Установлено, что распоряжением Правительства Астраханской области № 269-Пр от 09.06.2008  изменен тип, вид и наименование  областного государственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов – Школа одаренных детей им. А.П.Гужвина» на областную государственную общеобразовательную школу-интернат «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов – Школа одаренных детей им. А.П.Гужвина.

Указанные изменения являются реорганизацией и в соответствии с законом могут проводиться после завершения учебного года и до начала следующего учебного года с обязательным обеспечением прав обучающихся.

Однако необходимые в целях реорганизации мероприятия своевременно проведены не были. Приказ Министра образования и науки Астраханской области о приведении Устава в соответствие с распоряжением Правительства, разработке и принятии нового штатного расписания издан лишь 15 сентября 2008 года, несмотря на то, что  дети фактически были заселены в интернат уже с 6 сентября 2008 года  и нуждались  в организации питания.

Этим же приказом дано указание о приёме обучающихся в школу-интернат с 01.09.2008 г. и об осуществлении их круглосуточного питания на сумму 115 рублей в сутки.  При этом учредительные документы не приведены в соответствие требованиям закона.

Права и обязанности участников образовательного процесса в связи с изменением типа и вида образовательного учреждения, в том числе в части проживания учащихся в интернате, организации питания, до настоящего времени не определены. Не определены и источники финансирования расходов на организацию питания учащихся.

На момент проверки, проведенной прокуратурой области совместно со специалистами ТУРоспотребнадзора по Астраханской   области и Государственного пожарного надзора по городу Астрахани, услуги по организации питания учащихся оказывались предпринимателем Жижимовой Н.Ф. на основании  договора от 05.09.2008, заключенного директором Школы одаренных детей им. А.П.Гужвина на срок с 05.09.2008 по 18.09.2008. В связи с истечением срока договора и отсутствием финансирования питание учащихся интерната осуществляется предпринимателем в долг.

Разработанное предпринимателем примерное меню противоречит санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся, а именно в том, что при круглосуточном пребывании детей должен быть предусмотрен не менее чем пятикратный прием пищи, тогда как воспитанникам школы-интерната организовано только трехразовое питание.При разработке примерного меню не учтены необходимые количества основных пищевых веществ и требуемая калорийность суточного рациона, не приняты во внимание продолжительность пребывания в общеобразовательном учреждении и физические нагрузки обучающихся.В питании обучающихся   допущены запрещенные к реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений продукты: грибы, майонез, чипсы. Не выдержаны нормы питания по хлебу, по массе порций блюд: при норме 300 гр. хлеба   дети получают 100 гр., при норме 100-150 гр. салат составляет 80 гр.

Кроме того, в учреждении выявлены грубые  нарушения  санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к помещениям столовых и оборудованию, которые могут способствовать возникновению  и распространению инфекционных заболеваний.В варочном и мясном цехах нарушена целостность штукатурного покрытия потолков, штукатурка с краской отслаивается  пластами, в связи с чем возникает опасность попадания в котлы при приготовлении пищи, трубы вытяжки в варочном цеху грязные, покрыты пылью и паутиной.Не выполняются установленные требования к оборудованию, инвентарю: разделочные ножи, доски, часть разделочных столов не промаркированы; кухонная посуда  либо не промаркирована,  либо используется не по назначению; доски для сырых и готовых продуктов хранятся вместе; отсутствуют решетки и полки для высушивания посуды.Медицинскими работниками школы не проводится контроль за ассортиментом  используемых пищевых продуктов, не ведется ведомость контроля за питанием с подсчетом норм питания, не организован  контроль за поступающими продуктами питания, поскольку журнал бракеража сырой продукции отсутствует.

Проверкой также установлено, что состояние защищенности людей  и имущества от пожара в школе не отвечает требованиям Федерального закона «О пожарной безопасности», а также Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации. В школе  не обеспечена возможность свободного открывания запоров на дверях эвакуационных выходов без ключа для людей, находящихся внутри здания. Допускается загромождение путей эвакуации, размещение у электрощитов горючих материалов, отсутствуют планы эвакуации людей, а также  имеются другие нарушения.В помещениях столовой допущены аналогичные нарушения, а также  эксплуатируются  неисправные розетки, не переосвидетельствованы огнетушители, помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

Допущенные нарушения закона стали возможны в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей соответствующими должностными  лицами.

Нарушения в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия  и пожарной безопасности представляют опасность для здоровья и жизни детей, влекут административную ответственность.  В связи с этим прокуратурой области в отношении предпринимателя Жижимовой Н.Ф.  возбуждены  производства по делам  об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.4., ч.1 ст.14.4., ч.3 ст.19.19, ст.6.6.  КоАП РФ,  в отношении директора школы Ажалиева Р.Х. – по ч.1 ст.20.4. КоАП РФ.

В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения относится к компетенции образовательного учреждения. В связи с этим по результатам проверки в адрес директора школы внесено представление об устранении нарушений Закона РФ «Об образовании».

Кроме того, в адрес министра образования и науки Астраханской области  внесено представление об устранении выявленных нарушений закона и поставлен вопрос о привлечении  к дисциплинарной ответственности директора школы одаренных детей им. А.П.Гужвина  Ажалиева Р.Х. за  необеспечение  безопасных условий пребывания детей и  надлежащего  питания.

Проверкой также установлено, что распоряжением Правительства Астраханской области от 09.06.2008 № 269-Пр проведение необходимых организационно-правовых мероприятий по изменению типа, вида  и наименования учреждения возложено на министра образования и науки Астраханской области Гутмана В.А. Однако своевременность проведения указанных мероприятий им не обеспечена. В связи с этим прокурором области в адрес председателя Правительства Астраханской области направлено представление об устранении нарушений закона, в котором поставлен вопрос и о привлечении министра образования и науки Астраханской области к дисциплинарной ответственности, а также  о  приведении  в соответствие с требованиями закона учредительных документов образовательного учреждения, об обеспечении организации  питания учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

По результатам проверки в соответствии со ст.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в адрес губернатора Астраханской области направлена информация для принятия необходимых мер  в  пределах предоставленных полномочий.

Рассмотрение представлений находится на контроле прокуратуры области.

Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи