29 марта 2012

Отсрочка отбывания наказания

Возможность  отсрочки отбывания  наказания беременным женщинам  и  лицам, имеющим малолетних детей,  предусмотрена  ст. 82 УК РФ. Это своего рода проявление  государством гуманизма к  ребенку, родители которого  совершили преступление. Причем границы применения  положений ст. 82  УК РФ  законодателем  систематически расширяются.   Так, если  изначально  в  Уголовном кодексе  РФ  содержалась норма,  предоставляющая суду право   отсрочить наказание до достижения ребенком 8-летнего  возраста,  то  затем   возраст ребенка увеличен до 14 лет.  В редакции  ФЗ-№16 от 21.02.2010 предусмотрена возможность отсрочки отбывания наказания  не только женщинам,  но и мужчинам, являющимся единственными родителями  детей в возрасте до 14 лет.

Однако законом предусмотрены и определенные  ограничения для применения  положений  ст. 82 УК РФ.  Так, отсрочка  реального  отбывания наказания не может быть применена  при осуждении к ограничению свободы, к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие   преступления против личности.  
 
Кроме того,  отсрочка отбывания наказания не является окончательным  освобождением  от отбывания назначенного  судом наказания. 
Статьей 82 УК РФ регламентирован   порядок  контроля  за поведением  лица, которому  предоставлена отсрочка отбывания   наказания,  а также  порядок принятия   дальнейших  решений  в зависимости  от  поведения осужденного.   В случае  если  осужденный отказался от ребенка или продолжает уклоняться от обязанностей по воспитанию ребенка после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, суд может по представлению  этого органа отменить отсрочку отбывания наказания и направить осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.   Если в период отсрочки отбывания наказания осужденный совершит новое преступление,  то наказание,  отбывание которого было отсрочено, присоединяется  по правилам ст. 70  УК РФ к наказанию за новое преступление.  
 
По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста  суд освобождает осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания.  Если до достижения ребенком 14-летнего возраста истек срок, равный сроку наказания, отбывание которого было отсрочено, и орган, осуществляющий  за ним контроль,  пришел к выводу о соблюдении осужденным условий отсрочки и его исправлении, суд по представлению этого органа может принять решение о сокращении срока отсрочки отбывания наказания и об освобождении осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости.
 
Таким образом,  законодатель   во  имя   интересов малолетнего  ребенка  дает   возможность  его родителю   при добросовестном  исполнении  своих родительских  обязанностей  и  соблюдении  условий  отсрочки  не отбывать  наказание  в виде  реального лишения свободы.  
 
Однако, применение  отсрочки  отбывания  наказания  при постановлении   приговора   это  право, а не обязанность  суда.   Эта   норма закона   не может   применяться   формально, лишь при наличии  у   женщины, совершившей преступлений,   малолетнего ребенка.   Ведь не секрет, что большинство  преступлений   совершается  лицами  социально   неблагополучными, не работающими, злоупотребляющими   спиртные напитки,  не  занимающимися   воспитанием  детей.  Поэтому  суды,  принимая решение  об отсрочке,  тщательно изучают  личность осужденных, условия  жизни и воспитания детей; анализируют, действительно  ли   осужденное  лицо желает заниматься воспитанием  ребенка,  есть ли  у него  необходимые условия  для проживания  и воспитания  ребенка, возможно  исправление  осужденного   в условиях отсрочки отбывания  наказания.  
 
е  во  всех  случаях  органы   прокуратуры   соглашались  с   выводами  судов   о   возможности  применения   к осужденным   отсрочки отбывания  наказания.  Так,  прокуратурой   Кировского  района г.Астрахани  обжалован  приговор в отношении гр-ки П.  и  гр-ки С., осужденных за содержание  притона для потребления наркотических средств с применением  отсрочки  отбывания наказания до достижения  их детьми 14-летнего  возраста.   Отменяя  приговор  по  кассационному  представлению прокуратуры,   судебная коллегия по уголовным  делам Астраханского  областного  суда    указала, что  судом  не выяснены обстоятельства, имеющие  существенные  значение для решения вопроса  о назначении наказания, а именно: где проживают дети,  кто занимается их воспитанием,  каковы условия  жизни  осужденных, имеется ли у них жилье и условия для  проживания и воспитания детей.   
   
По кассационному  представлению был отменен и приговор   Кировского  районного суда г.Астрахани  в  отношении гр-ки К. и гр-ки  Н., осужденных за преступления в  сфере незаконного оборота наркотических средств.  При  применении им отсрочки  отбывания  наказания  суд не  дал оценки  данным  о личности осужденных  женщин, в том числе касающихся их реального желания и реальной возможности обеспечить  детям  надлежащие условия жизни и воспитания.   Кроме того, одна из них – гр-ка Н.  была  ранее   судима  по ст. 125 УК РФ   за оставление  в опасности   своего  ребенка.   Понятно, что при таких  обстоятельствах  отсрочка  назначенного  наказания   являлась  необоснованной.