20 апреля 2012

Нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации

Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Вместе с тем реализация данного права связана с соблюдением ряда организационных условий, установленных законодательством в целях предотвращения нарушений общественного порядка, угрозы безопасности граждан и их имуществу, дезорганизации работы систем транспортного сообщения и жизнеобеспечения.

Порядок проведения публичных мероприятий, то есть акций в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм, осуществляемых с целью свободного выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии со статьей 2 названного Закона под собранием понимается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Статьей 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлена обязанность организатора публичного мероприятия в письменной форме заблаговременно (не ранее, чем за 15 и не позднее, чем за 10 дней до его проведения) уведомлять орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Таким образом, проведение публичного мероприятия, в том числе под видом встречи депутата с избирателями, подпадающего под указанные выше признаки, без соблюдения условия о предварительном уведомлении органов государственной власти или местного самоуправления, является нарушением действующего законодательства и влечет за собой установленную законом ответственность.

В соответствии с положениями Федерального закона «О полиции» на органы полиции возложены обязанности по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, обеспечению правопорядка в общественных местах. Указанные обязанности исполняются органами полиции, в том числе, и в связи с нарушением законодательства при проведении публичных мероприятий.

Для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции, для пресечения преступления или административного правонарушения, для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции, для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций, для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, сотрудники полиции вправе применять физическую силу и специальные средства (палки специальные, специальные газовые средства, средства ограничения подвижности, электрошоковые устройства, служебных животных и т.п.).

Для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан сотрудниками полиции может быть применено огнестрельное оружие.

Нарушение законодательства, регламентирующего как организацию, так и порядок проведения публичных мероприятий, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 20.2 КоАП РФ.

Совершение в ходе публичных мероприятий иных противоправных действий, может быть квалифицировано по различным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности:

-  ст. 205.2 УК РФ – публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публичное оправдание терроризма;

-  ст. 212 УК РФ – массовые беспорядки;

-  ст. 213 УК РФ – хулиганство;

-  ст. 214 УК РФ – вандализм;

-  ст. 215.2 УК РФ – приведение в негодность объектов жизнеобеспечения;

-  ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение памятников истории и культуры;

-  ст. 280 УК РФ – публичные призывы к экстремистской деятельности;

-  ст. 282 УК РФ – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;

-  ст. 317 УК РФ – посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа;

-  ст. 318 УК РФ – применение насилия в отношении представителя власти;

-  ст. 319 УК РФ – оскорбление представителя власти;

-  ст. 329 УК РФ – надругательство над государственным гербом Российской Федерации или государственным флагом Российской Федерации;

-  ст. 330 УК РФ – самоуправство;

-  ст. 5.60 КоАП РФ – клевета;

-  ст. 5.61 КоАП РФ – оскорбление;

-  ст. 7.17 КоАП РФ – уничтожение или повреждение чужого имущества;

-  ст. 19.3 КоАП РФ – неповиновение законному требованию сотрудника полиции;

-  ст. 20.1 КоАП РФ – мелкое хулиганство;

-  ст. 20.3 КоАП РФ – пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;

-  ст. 20.18 КоАП РФ – блокирование транспортных коммуникаций;

-  ст. 20.20 КоАП РФ – распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;

-  ст. 20.21 КоАП РФ – появление в общественных местах в состоянии опьянения;

-  ст. 20.29 КоАП РФ – производство и распространение экстремистских материалов;

-  ст. 3 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях» - надругательство над государственными символами Астраханской области;

-  ст. 8 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях» - нарушение тишины и покоя граждан;

-  ст. 29 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях» - нанесение надписей, изображений, противоречащих общим принципам морали и нравственности.