05 августа 2013

Разъяснение законодательства об административном надзоре

С 01.07.2011 на территории Российской Федерации  действует Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Одновременно Федеральным законом  от той же даты №  66-ФЗ  также с 01.07.2011 введена уголовная ответственность за уклонение административного надзора (ст.314.1 УК РФ).

Согласно закону административный надзор устанавливается для предупреждения совершения освобожденными из мест лишения свободы указанными в законе лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов и заключается в осуществлении  органами внутренних дел наблюдения за соблюдением такими  лицами установленных судом в соответствии с законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей.

Административный надзор устанавливается судом при наличии предусмотренных законом оснований, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение определенной категории преступлений.

При этом в  обязательном порядке административный надзор применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

 Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.06.2013 № 22 «О применении судами  законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре», в отношении беременных женщин, а также лиц, страдающих тяжелым заболеванием, административный надзор устанавливается на общих основаниях, поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены законом в качестве исключающих применение данной меры. Однако они могут быть учтены судом при установлении конкретных административных ограничений.

Указанным постановлением также  внесена ясность по вопросу применения судом административного надзора при изменении закона, улучшающего положение осужденного (изменения, влияющие на определение вида рецидива, погашение судимости и другие). Отмечено, что суд не вправе самостоятельно делать выводы о наличии в действиях лица состава преступления, его категории и т.п. В этом случае суд должен разъяснить лицу его право на обращение с ходатайством о пересмотре приговора и приведении его в соответствие с действующим законодательством.

При наличии такого обращения  производство по делу об административном надзоре  подлежит приостановлению на основании статьи 215 ГПК РФ в связи с невозможностью рассмотреть данное дело до разрешения другого дела, рассматриваемого в уголовном производстве.

При отсутствии заявления лица о пересмотре приговора и приведении его в соответствие с действующим законодательством либо при отказе лица обратиться с таким заявлением  дело об административном надзоре  рассматривается судом исходя из имеющихся доказательств.