02 июня 2009

О результатах прокурорского надзора за исполнением органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами законодательства об отходах производства и потребления

Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства при обращении с отходами производства и потребления свидетельствует о том, что в Астраханской области распространены факты размещения промышленных и бытовых отходов в местах неорганизованного складирования, неудовлетворительного    содержания полигонов по захоронению твердых бытовых отходов и свалок.

В ходе проверок несанкционированные свалки  выявлены прокурорами на территории населенных пунктов всех районов области, за исключением Красноярского района. Из 15 муниципальных образований только Ахтубинского района, в 14 выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.  Размеры несанкционированных свалок достигают от 15 кв.м. в селе Золотуха Ахтубинского района до 7,5 гектаров на земельном участке, находящемся в бессрочном пользовании у ООО «СП Кучергановское» в Наримановском районе области.      
При этом органами местного самоуправления не выполняются в полном объеме возложенные на них полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройству населенных пунктов. Не принимается  необходимых мер по  инвентаризации мест накопления и хранения отходов, содержанию полигонов по захоронению твердых бытовых отходов и свалок, устранению несанкционированных свалок,  не везде оборудованы контейнерные площадки, порядок  раздельного сбора отходов практически не соблюдается.

Нередко земельные участки для размещения санкционированных свалок выделяются органами местного самоуправления с нарушением действующего законодательства. К примеру, Ахтубинской городской прокуратурой выявлены нарушения земельного законодательства при предоставлении муниципальным образованием «Ахтубинский район» земель сельхозназначения под организацию свалок. Аналогичные нарушения выявлены и прокурором Камызякского района области.

Некоторыми органами местного самоуправления не разработаны и не утверждены генеральные схемы очистки населенных пунктов. Не приняты правила благоустройства территории в 12 муниципальных образованиях Приволжского района, 11 муниципальных образованиях Лиманского района, в ЗАТО «г. Знаменск».

По фактам размещения несанкционированных свалок прокурорами  вынесено  42 постановления о привлечении глав муниципальных образований к административной ответственности, внесено  74 представления об устранении выявленных нарушений, направлено в суд  62 исковых заявления о признании  бездействия руководителей органов муниципального образования незаконным и обязании  ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.

Не смотря на многочисленные нарушения законодательства при обращении с отходами производства и потребления, Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области проводится недостаточная работа по выявлению и пресечению фактов несанкционированного размещения отходов.

Так, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Ахтубинском, Харабалинском  районах и ЗАТО г. Знаменск  в 2008 году проведено всего  две проверки названного законодательства,  рассмотрено 13 дел об административных нарушениях, из которых 12 дел были возбуждены прокурором. В текущем году сотрудниками отдела   выявлено  одно нарушение в рассматриваемой сфере. Городским отделом Управления в 1 полугодии текущего года проверки санитарно-эпидемиологической обстановки в части обращения с отходами производства и потребления вообще не планировались.Аналогичная ситуация сложилась  в Камызякском и Приволжском района области, в связи с чем прокурорами в адрес руководителей территориальных отделов Управления внесены представления с требованием организовать контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на поднадзорных территориях, включив данные мероприятия в планы проверок на 2009 год.

Прокурорами также выявлены нарушения закона в деятельности Управления Роспотребнадзора при рассмотрении административных материалов. Установлены факты составления протоколов об административных правонарушениях по истечении установленного законом срока, отсутствие контроля за исполнением выданных правонарушителям предписаний. По протесту Ахтубинского городского прокурора судом отменено постановление территориального отдела Управления Роспотребнадзора, которым глава МО «Успенский сельсовет» за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления оштрафован на 2 тысячи рублей. Вместе с тем, санкция статьи за указанное правонарушение предусматривает в отношении должностных лиц наложение штрафа в размере от 10 до 20 тысяч рублей.

В ходе проверки хозяйствующих субъектов выявлены нарушения законодательства, связанные с отсутствием лицензий на размещение отходов, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Так, по факту осуществления деятельности без лицензии в сфере обращения с отходами производства и потребления муниципальным предприятием «Центржилкомхоз» г.Ахтубинска, прокурором инициирована процессуальная проверка, материал направлен в Ахтубинский РОВД. Аналогичное нарушение выявлено в действиях МУП «село Никольское» Енотаевского района. В апреле 2009 года Харабалинским судом области осужден директор МУП «ЖЭУ» г.Харабали за незаконное предпринимательство сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.

Всего по результатам проверки прокурорами выявлено свыше 450 нарушений закона. В целях их устранения внесено 159 представлений, опротестован 21 незаконный правовой акт, возбуждено 169 административных дел.

28 мая текущего года результаты прокурорского надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления проанализированы на заседании коллегии прокуратуры области, на котором принято решение всем горрайпрокурорам средствами прокурорского реагирования добиваться выполнения органами местного самоуправления возложенных полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройству населенных пунктов; инициировать проведение органами внутренних дел, контролирующими и надзирающими органами совместных мероприятий  по выявлению и привлечению к ответственности физических и юридических лиц, допускающих нарушение законодательства об отходах производства и потребления.

Управление по надзору за исполнением федерального законодательства