02 ноября 2012

Прокуратурой области выявлены многочисленные нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве) в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

Прокуратурой области проведена проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, контролирующими органами, арбитражными управляющими, юридическими лицами требований законодательства о несостоятельности (банкротстве).

В ходе проверки органами прокуратуры  выявлено 102 нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве), внесено 86 актов прокурорского реагирования, в том числе по материалам прокурорской проверки, направленным в порядке ст. 37 УПК РФ, возбуждено 3 уголовных дела, по которым в настоящее время проводится предварительное следствие.

Указанная проверка позволила вскрыть существенные недостатки в работе контролирующих органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Контроль за соблюдением законодательства в сфере банкротства на территории области осуществляется управлением Росреестра Астраханской области и управлением ФНС России по Астраханской области.

При проверке исполнения требований законодательства и полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Астраханской области установлено, что данным органом должного внимания деятельности конкурсных управляющих не принимается. За период 2011 – первое полугодие 2012 гг. Управлением принято решение о возбуждении 14 дел об административных правонарушениях по ст. 14.13 КоАП РФ, из которых 3 дела прекращено Арбитражным судом Астраханской области, 11 арбитражных управляющих привлечены к административной ответственности по ст. 14.13 КоАП РФ, внесено 14 предписаний. Данные факты отражены в представлении, внесенном 21.06.2012 в адрес руководителя Управления.

При этом органами прокуратуры области за 9 месяцев 2012 года в связи с выявленными нарушениями законодательства о несостоятельности (банкротстве) по постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено 28 лиц, внесено 46 представлений.

В ходе проверки налоговых органов прокурорами выявлены факты нарушений сроков направления заявлений о признании банкротом организаций, имеющих задолженности по обязательным платежам, а также необоснованного списания задолженности по налогам и сборам, не являющейся текущей, с расчетного счета организации, находящейся в процедуре банкротства.

Так, прокурором Трусовского района г. Астрахани установлено, что должностными лицами МИФНС № 5 России по Астраханской области проект заявления о признании банкротом ООО «ППФ «Астраханьройл-ФХа» АВС» направлен в УФНС России по Астраханской области лишь спустя 7 месяцев после возникновения к тому оснований.

В связи с выявленным нарушением, прокурором района 07 сентября 2012 года в адрес руководителя межрайонной инспекции №5 внесено представление, которое рассмотрено, нарушения устранены.

Наибольшее внимание в ходе проверке уделено государственным и муниципальным предприятиям, организациям, осуществляющим деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также организациям, имеющим значительную задолженность по обязательным платежам в бюджеты различных уровней, долги по заработной плате.

В различных  стадиях (процедурах) банкротства на территории Астраханской области находятся МУП «Ремонтник», МУП «Астркоммунэнерго», МУП «Коммунстройсервис», МУП «Енотаевский групповой водопровод», МУП ЖКХ «Акватория», ГП плодопитомнический совхоз «Началовский» ПО «Астраханские сады», ГП АО «Астраханские водопроводы», МУП ЖКУ «Город Нариманов», МУП ЖКХ «Астраханский сельсовет», МУП ЖКХ «Харабали» и другие.

Несмотря на наличие у муниципальных предприятий г. Астрахани и Астраханской области значительной задолженности, в том числе и по заработной плате, в ряде случаев администрациями муниципальных образований должных и своевременных мер к осуществлению контроля за деятельностью руководителей муниципальных предприятий не принимается. В результате бездействия государственных органов нарушаются права и свободы граждан, в том числе на своевременное получение заработной платы, предоставление коммунальных услуг.

Более того, отсутствие должного контроля за деятельностью руководителей муниципальных предприятий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления и непринятие своевременных мер способствует совершению правонарушений и преступлений в данной сфере.

Прокуратурой области при проверке  деятельности ОАО «Астраханские водопроводы» выявлены факты незаконного расходования руководителями организации денежных средств на сумму более 12 млн. рублей, в связи с чем 20 сентября 2012 года в следственные органы в порядке ст. 37 УПК РФ направлены 2 материала для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам рассмотрении которых следственной частью СУ УМВД России по Астраханской области возбуждено 2 уголовных дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 201 УК РФ. По уголовным делам проводится предварительное следствие.

Прокурором Приволжского района в ходе проверки выявлены факты злоупотребления полномочиями конкурсным управляющим ГП АО «Астраханские водопроводы» и иными лицами, исполняющими руководящие функции в данной организации. Так, в период с мая 2012 года по настоящее время конкурсным управляющим с аффилированными лицами по явно завышенным ценам заключены договоры на оказание услуг по сбору платежей с населения, юридических услуг, услуг по ведению бухгалтерского учета, в результате чего были необоснованно израсходованы денежные средства на сумму более 5 млн. рублей.

По данному факту прокурором Приволжского района в следственные органы в порядке ст. 37 УПК РФ направлен материал для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам рассмотрении которого 29 октября 2012 года возбуждено  уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ. По уголовному делу проводится предварительное следствие.

Рассмотрение актов прокурорского реагирования взято на контроль.

Управление по надзору за исполнением федерального законодательства