07 апреля 2014

Порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя

Трудовой Кодекс Российской Федерации в качестве одного из общих оснований прекращения трудового договора предусматривает расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст.77 ТК РФ).

В соответствии с п.5 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем  в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Процедура увольнения по собственному желанию включает в себя до применения дисциплинарного взыскания обязательное затребование от работника письменного объяснения.
Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт (ч.1 ст.193 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

Согласно ст.394 Трудового Кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Так, Ч. обратился в суд с иском к МУП г.Астрахани «Астрводоканал», указав, что на данном предприятии работал в качестве мастера, однако приказом генерального директора уволен по п.5 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации с формулировкой – неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

При рассмотрении гражданского дела Ч. пояснил, что нарушений должностных обязанностей не допускал, о возложении на него дополнительных обязанностей не знал. Кроме этого, при увольнении работодатель не сообщил о том, какие нарушения им допущены, предложений дать объяснение не поступало.

После увольнения истец перенес не только нравственные страдания, поскольку его уволили незаконно за два месяца до пенсии, но и физические, о чем свидетельствует представленный листок нетрудоспособности.

В ходе судебного заседания факты, изложенные в исковом заявлении, подтвердились.

В нарушение требований ч. 1 ст.193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания письменное объяснение от работника не затребовано.

Согласно п.34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» по делам о восстановлении на работе лиц, уволенных по п.5 ч.1 ст.81 Кодекса, на ответчике лежит обязанность представить доказательства, свидетельствующие о том, что совершенное работником нарушение, явившееся поводом к увольнению, в действительности имело место и могло явиться основанием для расторжения трудового договора.

Однако МУП г.Астрахани «Астрводоканал» доказательств, подтверждающих законность увольнения, не представило.
Прокурором, участвующим в деле, дано заключение об удовлетворении требований Ч.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 20.02.2014  исковое заявление Ч. удовлетворено.

Трудовые права пенсионера восстановлены - приказ об увольнении признан незаконным, Ч. восстановлен на работе, в его пользу взыскана заработная плата, судебные расходы и компенсация морального вреда в размере 20 000 рублей.