07 мая 2014

Проблемы обслуживания жилищного фонда

Актуальность вопроса обслуживания жилищного фонда очевидна. Граждан серьезно беспокоят проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Среди наиболее острых вопросов называются: плохое состояние коммунальных систем и в целом жилищного фонда, рост цен на услуги ЖКХ, низкое качество работы обслуживающего персонала...

 Каждый гражданин, проживающий в многоквартирном доме, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, имеет право на благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание имущества в многоквартирном доме, которые обеспечиваются непосредственно самими собственниками помещений, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями лицам.

Однако, как показывает практика, управляющие компании зачастую не справляются со своими обязанностями по содержанию жилищного фонда, а качество оказываемых ими услуг по обслуживанию населения не соответствует установленным правилам и нормам.

В связи с этим прокуратура активно использует одно из наиболее действенных гражданско-правовых средств защиты интересов граждан - право на обращение в суд с исковыми заявлениями, направленными на устранение нарушений в жилищно-коммунальной сфере.

Так, прокуратурой Ленинского района г. Астрахани за истекший период 2014 года в суд направлено 3 иска указанной категории, два из которых рассмотрено и требования, изложенные в них, судом удовлетворены.

Решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 05.02.2014 удовлетворены исковые требования прокурора Ленинского района г. Астрахани об обязании администрации МО «Город Астрахань» обратиться в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Астраханской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества – тепловой сети по ул. Ботвина г. Астрахани, к которой подключен жилой дом.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию  права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В связи с чем, прокурор обратился в суд с вышеизложенными требованиями.

Исполнение судебного решения находится на контроле прокуратуры района.

По инициированным прокурорами гражданским делам наиболее распространены требования об обязании произвести ремонт кровли и устранить последствия протечек; произвести перерасчет платы за жилое помещение; об обязании производить расчеты за горячую воду в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета; принять меры к бесперебойной подаче горячего водоснабжения, электро- и теплоснабжения.

Основание для предъявления исков этой категории - результаты рассмотрения заявлений и жалоб граждан, а также материалы общенадзорных проверок в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

С учетом приоритетности правозащитной функции прокуратуры и актуальности вопроса соблюдения управляющими компаниями законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья людей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, защиты прав горожан на надлежащее содержание имущества в многоквартирных домах целесообразно на системной основе выявлять все факты нарушений и использовать полный комплекс мер прокурорского реагирования, в том числе обращаться в суд при наличии оснований в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК.