30 сентября 2016

Вопрос: Имеет ли гражданин право отказаться от СМС рассылки имеющей цель продвижения товара (услуги), носящей рекламный характер? Существует ли какая-либо ответственность лица, осуществляющего такие рассылки?

 

Ответ: Согласно п.1 ст.3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, действующее законодательство относит СМС рассылки, имеющие цель продвижения товара (услуги), к услугам рекламного характера (рекламе).

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О рекламе» СМС рассылка не должна обманывать, а быть добросовестной и достоверной.

СМС рассылка допускается только при условии предварительного согласия абонента получать рекламу (п. 1. ст. 18 ФЗ "О рекламе")

Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. (п. 1. ст. 18 №38-ФЗ "О рекламе").

Государственный надзор в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе путем СМС рассылок осуществляет Федеральный Антимонопольный орган России и может выносить предписания о прекращении и предъявлять в суд иски к тем, кто рассылал СМС незаконно (ст. 33 ФЗ "О рекламе")

Статьей 14.3 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Штраф за СМС рассылку может достигать 500 000 рублей.

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателях, у которых в базе на СМС рассылку есть ваши персональные данные (ФИО, возраст, доход, информация об образовании) должны иметь согласие на их обработку, хранение и использование. Также гражданин вправе требовать их удаления из базы (ст. 15 ФЗ «О персональных данных»).