На совещании присутствовали руководители правоохранительных органов области.
Отмечено, что легализация (отмывание) преступных доходов и их проникновение в легальную экономику в последнее десятилетие получили широкое распространение во многих странах мира, приобретая международный, транснациональный характер.
Основная опасность легализации доходов, полученных преступным путем, заключается в возможности их использования в противоправной деятельности, и в первую очередь организованной преступностью, оказания негативного влияния или фактического захвата экономической и политической власти в стране и получения на этой основе возможностей управления ключевыми сферами жизни общества, что является серьезной угрозой экономической безопасности любого государства.
По различным экспертным оценкам, основная часть доходов, полученных в результате противоправной деятельности, легализуется посредством неконтролируемого их ввода в гражданский оборот, как правило, путем вклада в развитие незаконного предпринимательства, приобретения недвижимости и другого имущества.
Одним из основных инструментов борьбы с указанными противоправными деяниями является вступивший в силу 01.02.2002 Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В настоящее время много внимания уделяется вопросам уголовной ответственности за легализацию преступных доходов, а вопросы исполнения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма остаются без должного внимания.
Так, органами прокуратуры области в текущем году выявлено 89 нарушений закона в указанной сфере, внесено 32 представления об их устранении, 27 лиц привлечено к административной ответственности, 16 организаций поставлены на учет в Росфинмониторинг.
Спектр деятельности организаций, где выявлены нарушения в данной сфере разнообразен: от сельских отделений почтовой связи до страховых компаний и казино. Причиной такого положения выступают множество факторов, такие как элементарная некомпетентность служащих, обязанных вести учет и проверки по операциям с денежными средствами, заинтересованность самих субъектов легализации, также нельзя не учитывать коррупционную сторону данного вопроса.
На этом фоне количество выявленных преступлений, предусмотренных ст.ст. 174, 174-1 УК РФ, не соответствует темпу общего прироста экономической преступности.
Деятельность подразделений МВД и ФСКН по области не адекватна уровню совершенствования способов легализации.На существенные недостатки и просчеты в организации работы указывает снижение выявленных преступлений, связанных с деятельностью организованных преступных групп и сообществ по отмыванию доходов.
Между тем, темпы прироста преступности экономической направленности дают основания полагать, что латентный уровень легализации гораздо выше официальных показателей. Стабильно растет число преступлений против собственности, в том числе мошенничества, присвоений имущества. Увеличилось число выявленных фактов взяточничества. На протяжении года наблюдается рост преступлений в сфере потребительского рынка и в топливно-энергетическом и аграрном комплексах, не снижается уровень преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, спиртосодержащих продуктов, биоресурсов. Преступления, связанные с незаконным извлечением дохода подразумевают его последующую легализацию, в связи с чем требуется активизация работы со стороны правоохранительных органов.
По итогам совещания разработан комплекс мероприятий по противодействию легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.