Анализ статистических данных свидетельствует о росте общего количества выявляемых органами прокуратуры нарушений жилищного законодательства. Так, если в I полугодии 2007 года было выявлено всего 252 нарушения законов, то в 2008 году – 364, т.е. увеличилось на 44 %.
Наблюдается рост количества разрешенных органами прокуратуры обращений о нарушениях жилищных прав граждан. В I полугодии 2008 г. разрешено на 21% больше числа таких обращений, разрешенных за аналогичный период 2007 г., на 46% возросло количество удовлетворенных обращений.
Рост числа поступающих в органы прокуратуры обращений объясняется и активизацией информационного сопровождения мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». У граждан появилась заинтересованность в большей степени реализовать свои социально-экономические права, воспользоваться предназначенными для них благами.
Анализ состояния законности показывает, что многочисленные нарушения жилищных прав связаны с несоблюдением установленного законом порядка предоставления гражданам социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, обеспечения жильем по договорам социального найма, приватизации квартир, неисполнения требований законодательства в части сохранности муниципального жилищного фонда. Прокурорскими проверками выявлялись неединичные факты уклонения муниципальных образований от принятия мер по ликвидации ветхого жилья, от проведения конкурса по отбору организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами.
В связи с выявленными в I полугодии 2008 г. нарушениями требований жилищного законодательства прокурорами внесено 181 представление.По инициативе прокуроров 18 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 48 лиц – к административной ответственности, в органы следствия и дознания прокурорами направлены 8 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, по инициативе прокурора возбуждено 1 уголовное дело по ст. 159 УК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия членов своей семьи вправе вселить в занимаемое им по договору социального найма жилое помещение своего супруга, своих детей и родителей. На вселение указанных лиц согласие собственника муниципального жилого помещения (администрации города) не требуется.
В связи с нарушением администрацией г. Астрахани указанного права нанимателя, проживающего в доме, планируемом к сносу, прокуратурой области 05.08.2008 на имя мэра города внесено представление об устранении и недопущении впредь выявленных нарушений.
В нарушение п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47,администрацией города на протяжении длительного времени не обеспечено рассмотрение городской межведомственной комиссией вопроса о пригодности (непригодности) для проживания, а также о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки пострадавших от пожара жилых помещений по ул. Советской Гвардии, 1 «А».
Вопреки требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация города уклоняется от решения вопросов местного значения в части содержания и ремонта муниципального общежития.В частности, по указанному адресу пострадало от пожара жилое помещение, в котором проживала гражданка Балмухамбетова М.А. Однако администрация города уклоняется от предоставления Балмухамбетовой М.А. иного жилья.Последствиями бездействия должностных лиц администрации города является нарушение конституционных прав указанного лица на жилище.
По указанным фактам прокуратурой области на имя мэра г. Астрахани внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.
Органы прокуратуры максимально используют предоставленные им полномочия в защиту жилищных прав граждан.