Прокуратурой Астраханской области в ноябре 2008 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при обращении с медицинскими отходами.Проведена проверка в муниципальных учреждениях здравоохранения и частных клиниках, всего проверено 71 лечебно профилактическое учреждение (далее ЛПУ).
В ходе проверки установлено, что руководителями лечебно-профилактических учреждений при обращении с медицинскими отходами не принимались меры к разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Способы сбора, транспортировки и хранения медицинских отходов, образующихся в ЛПУ, не отвечают требованиям санитарных правил.
В нарушение требований статей 22 и 24 ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 11, 18 и 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», в МУЗ «Володарская ЦРБ», МУЗ «Районная больница № 1 п.Буруны», (Наримановский район), ООО «Жизнь замечательных людей», ООО «Радмар», (Приволжский район), ООО «Блеск», ООО «Дентал», ООО «Кристал» (Ахтубинский район), у индивидуального предпринимателя Калинина О.А. нормативы образования и лимиты размещения медицинских отходов не разработаны, федеральным органом власти – Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области не утверждены.
Отсутствие достоверной информации об объемах, образующихся в деятельности ЛПУ медицинских отходов, об объектах их размещения и объемах, дает возможность ЛПУ уклоняться от внесения обязательных платежей в бюджет. В результате нарушается закрепленный статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» принцип платности природопользования. Одновременно нарушаются требования статьи 16 названного Федерального закона, устанавливающие обязательность внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п.п. 8.5, 8.7, 8.8 СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 22.01.1999 года», отходы класса «Б» и «В» подлежат уничтожению термическими методами на специальных установках.
Между тем, в лечебно-профилактических учреждениях области отсутствуют предусмотренные Правилами специальные установки по обезвреживанию медицинских отходов термическими методами, также нет специальных транспортных средств для их перевозки. В связи с отсутствием установок, захоронение паталогоанатомических и органических операционных отходов производится на кладбищах в специально отведенных могилах. Вопрос переработки (термического обезвреживания) отходов класса Б и В, в соответствии с требованиями санитарных правил, не решен в связи с отсутствием необходимых денежных средств выделяемых ЛПУ соответствующим бюджетом. Одна установка стоит около 7 миллионов рублей.
Выявлены факты отсутствия необходимой профессиональной подготовки лиц, ответственных за обращение с отходами. Вопреки требованиям п.п. 2.2, 4.5 Правил ответственные лица за сбор, хранение и удаление отходов МУЗ «Енотаевская ЦРБ», «Началовской участковой больницы», МУ «ЦГБ г.Знаменск», ГУЗ АО «БСМЭ», МУЗ «Харабалинская ЦРБ» не прошли обучение в специализированном центре по обращению с отходами, не имеют свидетельства (сертификата) на право обращения с отходами.
В деятельности лечебно-профилактических учреждений допускается складирование отходов различных классов в общий контейнер, тогда как п.п. 4.3, 7.5 Правил указывают на недопустимость смешения отходов различных классов на всех стадиях их сбора, хранения и транспортирования.
По результатам настоящей проверки прокурорами внесено 67 представлений об устранении нарушений природоохранного законодательства при обращении с медицинскими отходами, возбуждено 49 производств по делам об административных правонарушениях.