Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Вместе с тем реализация данного права связана с соблюдением ряда организационных условий, установленных законодательством в целях предотвращения нарушений общественного порядка, угрозы безопасности граждан и их имуществу, дезорганизации работы систем транспортного сообщения и жизнеобеспечения.
Порядок проведения публичных мероприятий, то есть акций в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм, осуществляемых с целью свободного выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В соответствии со статьей 2 названного Закона под собранием понимается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Статьей 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлена обязанность организатора публичного мероприятия в письменной форме заблаговременно (не ранее, чем за 15 и не позднее, чем за 10 дней до его проведения) уведомлять орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Таким образом, проведение публичного мероприятия, в том числе под видом встречи депутата с избирателями, подпадающего под указанные выше признаки, без соблюдения условия о предварительном уведомлении органов государственной власти или местного самоуправления, является нарушением действующего законодательства и влечет за собой установленную законом ответственность.
В соответствии с положениями Федерального закона «О полиции» на органы полиции возложены обязанности по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, обеспечению правопорядка в общественных местах. Указанные обязанности исполняются органами полиции, в том числе, и в связи с нарушением законодательства при проведении публичных мероприятий.
Для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции, для пресечения преступления или административного правонарушения, для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции, для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций, для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, сотрудники полиции вправе применять физическую силу и специальные средства (палки специальные, специальные газовые средства, средства ограничения подвижности, электрошоковые устройства, служебных животных и т.п.).
Для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан сотрудниками полиции может быть применено огнестрельное оружие.
Нарушение законодательства, регламентирующего как организацию, так и порядок проведения публичных мероприятий, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 20.2 КоАП РФ.
Совершение в ходе публичных мероприятий иных противоправных действий, может быть квалифицировано по различным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности:
- ст. 205.2 УК РФ – публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публичное оправдание терроризма;
- ст. 212 УК РФ – массовые беспорядки;
- ст. 213 УК РФ – хулиганство;
- ст. 214 УК РФ – вандализм;
- ст. 215.2 УК РФ – приведение в негодность объектов жизнеобеспечения;
- ст. 243 УК РФ – уничтожение или повреждение памятников истории и культуры;
- ст. 280 УК РФ – публичные призывы к экстремистской деятельности;
- ст. 282 УК РФ – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;
- ст. 317 УК РФ – посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа;
- ст. 318 УК РФ – применение насилия в отношении представителя власти;
- ст. 319 УК РФ – оскорбление представителя власти;
- ст. 329 УК РФ – надругательство над государственным гербом Российской Федерации или государственным флагом Российской Федерации;
- ст. 330 УК РФ – самоуправство;
- ст. 5.60 КоАП РФ – клевета;
- ст. 5.61 КоАП РФ – оскорбление;
- ст. 7.17 КоАП РФ – уничтожение или повреждение чужого имущества;
- ст. 19.3 КоАП РФ – неповиновение законному требованию сотрудника полиции;
- ст. 20.1 КоАП РФ – мелкое хулиганство;
- ст. 20.3 КоАП РФ – пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;
- ст. 20.18 КоАП РФ – блокирование транспортных коммуникаций;
- ст. 20.20 КоАП РФ – распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
- ст. 20.21 КоАП РФ – появление в общественных местах в состоянии опьянения;
- ст. 20.29 КоАП РФ – производство и распространение экстремистских материалов;
- ст. 3 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях» - надругательство над государственными символами Астраханской области;
- ст. 8 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях» - нарушение тишины и покоя граждан;
- ст. 29 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях» - нанесение надписей, изображений, противоречащих общим принципам морали и нравственности.