По обращению гражданина Б. о нарушении органами исполнительной власти его жилищных прав, прокуратурой области проведена проверка исполнения Правительством Астраханской области действующего законодательства в части внеочередного обеспечения жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлено, что гражданин Б. в 1986 году остался без попечения родителей, поскольку его мать отказалась забрать его из родильного дома, оформив заявление об отказе от ребенка и согласие на его усыновление. Сведения об отце внесены в свидетельство о рождении по указанию администрации детского учреждения. В связи с этим, он был признан оставшимся без попечения родителей и зачислен в детское учреждение на полное государственное обеспечение. С момента определения на полное государственное обеспечение Б. воспитывался в доме ребенка, затем в детском доме № 9, Володарской СКШИ, профессиональном училище № 7, а с сентября 2006 года является учащимся профессионального училища № 20 с.Икряное.
Поскольку Б. с момента рождения был зарегистрирован по месту пребывания, а в настоящее время временно зарегистрирован в общежитии училища до 1 июля 2009 года, в 2004 году постановлением администрации города Астрахани он был включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилой площади и в настоящее время значится по списку под № 419.
Из информации управления по жилищной политике администрации г. Астрахани следует, что благоустроенная жилая площадь будет предоставлена ему в порядке установленной очередности, исходя из времени принятия на учет, по мере поступления финансовых средств из областного бюджета.
Однако в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с этой же статьей закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Наличие очередности на предоставление жилой площади лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует о невыполнении Правительством Астраханской области обязательств о внеочередном обеспечении лиц указанной категории жилой площадью, а также о нарушении в Астраханской области конституционного права граждан на жилище, предусмотренного статьей 40 Конституции Российской Федерации.
С целью обязать Правительство Астраханской области предоставить Б. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение согласно установленным социальным нормам и отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор области обратился в Кировский районный суд г.Астрахани в защиту его прав, свобод и законных интересов.
В настоящее время заявление прокурора находится на рассмотрении.