Губернатором Астраханской области удовлетворен протест прокурора области на постановление Правительства Астраханской области от 07 марта 2008 № 102-П “О градостроительной комиссии”. Названным актом Правительства области создана градостроительная комиссия, утвержден её состав и положение об этой комиссии.
В основу протеста прокурора положено несоответствие постановления Конституции Российской Федерации, наличие в нем коррупциогенных признаков.
В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации ( ч. 2 ст. 11), Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 8) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления. В области градостроительной деятельности в полномочия органов местного самоуправления входит выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Статьей 133 Конституции установлен запрет на ограничение установленных прав местного самоуправления.Таким образом, в осуществлении указанных полномочий органы местного самоуправления самостоятельны и не могут быть обременены решениями градостроительной комиссии, как того требует оспоренное постановление Правительства области.
Кроме того, вопреки положениям статей 7, 48 Градостроительного кодекса, оспоренным постановлением предусматривалось незаконное возложение обязанности на застройщика и генерального проектировщика объекта по предоставлению в комиссию всех необходимых документов, в том числе материалов, запрашиваемых председателем комиссии. Вместе с тем, в соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса не допускается требовать не предусмотренные Кодексом документы.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о допущенных нарушениях ч. 5 ст. 76 Конституции, согласно которой нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
В целом Положение о градостроительной комиссии содержало ряд излишних бюрократических барьеров для осуществления прав граждан на пользование земельным участком, предоставляло необоснованные полномочия членам данной комиссии в сфере разрешения либо запрета на застройку, что могло дать почву коррупционным проявлениям.