При организации надзора за исполнением законов о несовершеннолетних затронуты различные сферы, касающиеся защиты их прав и интересов: в том числе образование, охрана здоровья детей, социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.
Объем выявленных прокурорами нарушений законов о несовершеннолетних увеличился на 16,5 %. Принимая адекватные нарушениям меры прокурорского реагирования, прокуроры нацелены на реальное устранение выявленных нарушений и предпосылок к ним. Прокурорами внесено 969 представлений об устранении нарушений закона, опротестовано 117 незаконных правовых актов, инициировано возбуждение 95 уголовных дел.
Результаты проверок исполнения законодательства, регламентирующего общедоступность дошкольного образования, свидетельствуют о недостаточности мест в детских дошкольных учреждениях. Детские сады посещают около 53 % детей дошкольного возраста. При этом рождаемость в регионе повышается.
В целях восстановления прав несовершеннолетних на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования прокурорами в суд направлено 5 исковых заявлений.
Так, в ходе исполнения решения суда по иску прокурора Наримановского района на территории района создано 230 мест в дошкольных образовательных учреждениях, оформляются земельные участки под строительство еще 3 детских садов на 500 мест.
По результатам рассмотрения представления в адрес Губернатора области приняты меры к устранению нарушений закона. До 2016 года по области запланировано строительство 54 зданий учреждений дошкольного образования. Кроме того, Правительством области принимаются меры к развитию вариативного предоставления дошкольных образовательных услуг.
Утверждена отраслевая долгосрочная целевая программа «Развитие инфраструктуры сети дошкольных образовательных учреждений Астраханской области на 2012-2016 годы и на перспективу до 2023 года». Для реализации программы используется механизм государственно-частного партнерства.
При проверке целевого использования помещений и иного имущества дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений в отдельных учреждениях выявлены нарушения законодательства, регламентирующего эту деятельность. Не всегда имущество использовалось в целях обеспечения образовательной деятельности.
Так, в муниципальных общеобразовательных учреждениях «СОШ № 1», «Гимназия № 4», «СОШ № 18» г. Астрахани часть помещений предоставлена предпринимателям под реализацию канцелярских товаров. Помещения МОУ «Лицей № 3» г. Астрахани использовались для проведения занятий по подготовке водителей. В МОУ «СОШ № 236 г. Знаменск» помещение сдано в аренду под зуботехническую лабораторию.
В сфере образования не остались без внимания и вопросы исполнения законодательства о государственной (итоговой) аттестации учащихся в форме единого государственного экзамена.
Нарушения порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выявлены в МОУ «СОШ с.Сасыколи» Харабалинского района. В связи с выявленными нарушениями прокурором района в адрес главы МО «Харабалинский район» внесено представление об устранении нарушений закона, По инициативе прокурора 5 виновных лиц, а также 2 участника ЕГЭ привлечены к административной ответственности по ч.4 ст. 19.30 КоАП РФ.
В ходе проверок исполнения законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование» выявлены многочисленные нарушения требований федерального законодательства. В частности, в рамках направления «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» на базе ОГОУ «Астраханский технический лицей» создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в который передано оборудование на общую сумму 8,6 млн. рублей. Однако, более 90 % оборудования не использовалось и хранилось на складе. В связи с выявленными нарушениями прокурором Ленинского района г. Астрахани внесено представление об их устранении, которое удовлетворено. Оборудование освоено в полном объеме.
Распространены случаи нарушения прав педагогических работников на получение денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководства.
В рамках надзорной деятельности особое внимание обращено на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результаты проверок соблюдения прав воспитанников учреждений для таких детей свидетельствуют о недостаточности принимаемых мер к обеспечению надлежащих условий пребывания детей, их содержания. В социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних Кировского, Ленинского, Харабалинского районов, Травинской СКШИ выявлены нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности. Нарушались санитарно-эпидемиологические требования к условиям пребывания детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Черноярского района, СКШИ-2 Советского района.
Постоянное внимание прокуратурой области уделено решению проблемы обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. На 01.01.2011 на учете лиц данной категории, нуждающихся в жилом помещении, состояло 707 лиц, у которых возникли основания для предоставления жилого помещения.
Прокурорами в целях защиты жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа предъявлен к Правительству Астраханской области 571 иск об обязании обеспечить их жилыми помещениями.
На основании проведённого анализа состояния законности в указанной сфере в адрес председателя Правительства области внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответствующая информация направлена в адрес Губернатора и председателя Думы Астраханской области.
По инициативе прокуратуры области удалось увеличить объём областных бюджетных ассигнований на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа с 38,6 до 65,6 млн.рублей. В общей сложности на денежные средства областного и федерального бюджетов реализовано право на внеочередное предоставление жилого помещения 106 граждан указанной категории.